Клиент
Крупная российская транспортная компания, действующая на территории Российской Федерации и ряда стран СНГ. ИТ-подразделение в настоящее время является внутренней службой, состоит из центрального вычислительного центра и почти двух десятков филиалов, обеспечивает все потребности основного бизнеса в информационных технологиях, а также оказывает некоторые ИТ-услуги сторонним клиентам.
В ИТ-подразделении выполняется масштабный проект внедрения набора процессов ITSM, часть из которых (управление инцидентами, работами, изменениями, конфигурациями и проч.) уже формализованы, автоматизированы и функционируют, а часть (управление уровнем услуг, клиентами, планирование услуг и проч.) формализованы и подготавливаются к запуску.
Задача
Исторически ИТ-подразделение занималось только вопросами информационных технологий. Однако из-за планируемой реорганизации и возможного выделения ИТ как самостоятельного предприятия функции и задачи ИТ-подразделения изменятся. В частности, предполагается создать отдельную службу, в ведение которой передать все общие вопросы управления и развития всех филиалов, включая коммерческие, рекламные, маркетинговые и так далее. В 2010 году в компании был разработан проект организационно-штатной структуры формируемого подразделения, одним из блоков данной структуры является коммерческий блок. Реорганизацию ИТ-подразделения и запуск новой орг.штатной структуры предполагается выполнить в 2011 году.
Для подготовки к реорганизации ИТ в части формирования коммерческой службы было необходимо решить следующие задачи:
- определить функции, выполняемые коммерческой службой;
- определить интерфейсы (точки взаимодействия, передаваемую информацию) между коммерческой службой и процессами ITSM;
- выявить и зафиксировать процессы (части процессов) ITSM, выполняемые сотрудниками коммерческой службы;
- сопоставить роли процессов ITSM и функции коммерческой службы;
- сформировать проект организационно-штатной структуры коммерческой службы.
Решение
В сжатые сроки были выполнены следующие работы:
- составлен максимально подробный перечень функций (около 200), имеющих отношение к коммерческой службе - разработка и управление продуктами и услугами, маркетинг и продажа продуктов и услуг, управление клиентским сервисом, ведение договоров с клиентами и так далее;
- для каждой функции определено участие коммерческой службы, причём отдельно по внутренним и по внешним клиентам;
- проанализированы имеющиеся процессы ITSM, определено участие и интересы коммерческой службы для каждого из них;
- проанализирована ролевая модель, выделены роли, исполняемые в коммерческой службе;
- разработан проект организационно-штатной структуры коммерческой службы, выделенные ранее функции сопоставлены с орг.штатной структурой.
Результат
В результате работ был разработан единый документ, содержащий:
- проект организационно-штатной структуры коммерческой службы;
- перечень и особенности выполнения процессов (частей процессов) ITSM, затрагивающих коммерческую службу, включая рекомендации по дальнейшей проработке затрагиваемых процессов ITSM;
- интерфейсы - точки взаимодействия и передаваемую информацию - для тех процессов ITSM, в которых коммерческая служба не проявляет прямого участия; в тех случаях, где возможно, взаимодействие определено вплоть до уровня отдельной процедуры;
- для каждого процесса ITSM - роли, выполняемые коммерческой службой, при этом для каждой роли определено территориальное и организационное расположение роли;
- схему распределения основных ролей, исполняемых как внутри, так и в интересах коммерческой службы;
- модель организации работы коммерческой службы - схему взаимодействия коммерческой службы с другими подразделениями;
- бизнес-функции, выполняемые коммерческой службой, а также бизнес-функции, выполняемые другими подразделениями в интересах коммерческой службы; бизнес-функции структурированы по отделам коммерческой службы, затем - по уровням; для каждой бизнес-функции указан процесс ITSM (при наличии), либо иной исполнитель данной функции, а также обозначено участие коммерческой службы (выполняет, организует, контролирует).
В продолжение выполненных работ заказчик планирует самостоятельно подготовить и утвердить положения о структурных подразделениях коммерческой службы, должностные инструкции, разработать план реорганизации и выделения коммерческой службы.
Исполнитель
Cleverics - компания, которая помогает применять возможности информационных технологий с пользой, рационально, с минимальными рисками. И с удовольствием. Основные направления деятельности Cleverics - построение и оптимизация ИТ-процессов, оценка и аудит управления ИТ, автоматизация ITSM-процессов, обучение руководителей и сотрудников ИТ.

У нас есть ещё - посмотрите специальный раздел Case Studies!
В нём представлены короткие заметки о некоторых задачах, которые мы решали вместе с нашими клиентами.